Подшипниковые узлы
Подшипниковым узлом называют конструкцию, основу которой составляют собственно сам подшипник и установочный корпус. Его можно встретить в конвейерах, в устройствах циркулярных пил и других приборах. Рассмотрим строение таких узлов более детально.
Конструкция
Корпус, устанавливаемый на поверхность детали и фиксируемый при помощи болтов, изготавливается обычно из серого чугуна. Он может иметь две и более части с одним или несколькими подшипниками. Последние соединяются друг с другом специальной втулкой. Важную роль играют уплотняющие устройства, основная задача которых состоит в обеспечении защиты внутренних деталей корпуса от пыли, грязи, влаги и прочих веществ, в том числе смазочных материалов. От того, насколько хорошо организована эта изоляция, зависит работа узла в конкретных условиях и срок службы механизма в целом. Говоря об уплотняющих устройствах, прежде всего имеют в виду всевозможные защитные шайбы и так называемые жировые канавки, маслоотражательные кольца. С учетом материала и особенностей модели они подразделяются на:
-
войлочные — представляют собой кольца прямоугольного сечения, изготовленные преимущественно из фетра, внутренний диаметр которых соответствует таковому у вала; более подходят для конструкций, предполагающих использование пластичной смазки, надежно защищают от попадания внутрь узла пыли и загрязнений, но менее устойчивы к вытеканию масла;
-
манжетные — могут иметь армированный каркас, в качестве уплотняющего элемента, как правило, выступает кожа, резина или синтетический материал; исходя из назначения устанавливаются по направлению к подшипнику или от него;
-
лабиринтные — по своей сути являются втулкой, которая вращается вместе с валом и дополняется выступами, образующими зазор и защищающими тем самым подшипниковый узел от утечки смазочного материала; потери на трение и износ отдельных деталей при этом полностью отсутствуют.
Если из-за ограничения габаритов установить уплотнители оказывается невозможно, дополнительная защита подшипникового узла обеспечивается изготовителем на этапе производства самого подшипника, который дополняется одной или двумя защитными шайбами. При этом применяется пластичная смазка, которая размещается внутри детали непосредственно на заводе.
Типы
С учетом оказываемой на подшипник нагрузки выделяют несколько типов узлов:
-
фиксирующий (отвечает за фиксацию вала с двух сторон, выступает в качестве опоры, предполагает использование радиальных подшипников);
-
нефиксирующий (обеспечивает опору только в радиальном направлении, подходит для игольчатых роликовых подшипников);
-
регулируемый (устанавливается в механизмах, которые имеют короткий вал; фиксация последнего происходит в двух направлениях;тип подшипника — упорный шариковый или конический роликовый).
Наряду с этим также можно выделить плавающий тип узла, который фиксирует вал по аналогии с предыдущим видом и подходит для размещения роликовых подшипников радиального или сферического типа.