Уплотнение подшипника
Уплотнения в
подшипниках качения выполняют несколько важных функций:
-
предотвращают утечку смазочного материала из корпуса, в котором они установлены;
-
защищают изделия от попадания инородных частиц, способствующих преждевременному износу и выходу из строя (пыль, грязь, абразивные элементы).
Материал изготовления
Встроенные уплотнители подшипников обычно производят из полимерных материалов и металлического штампованного листа.
Также для их производства широко используется синтетическая резина на основе бутадиенакрилнитрильного каучука (NBR), который характеризуется устойчивостью к большинству существующих агрессивных сред. Такой материал имеет интервал допустимых рабочих температур в пределах от –30 до +110 °C.
Для эксплуатации в химически активной среде и более высоком температурном режиме используют полимерные изделия на основе фторкаучуков.
Металлические защитные шайбы производят также из штампованного металлического листа.
Виды
Выделяют следующие разновидности уплотнений подшипников, применяемых в машиностроении:
-
контактные (представляют собой тонкие губки, прилегающие к поверхности детали с необходимым давлением, достаточным для того, чтобы не допускать попадания инородных частиц на элементы подшипника);
-
интегрированное (кольца устанавливаемые на заводе с одной или двух сторон, что является эргономичным решением, применяемым в случаях, когда конструкция изделия требует экономии места);
-
манжетные (изделия с использованием браслетной пружины, функция которой состоит в том, чтобы уменьшить изнашивание и нагрев вала за счет прижимания к нему уплотняющего материала);
-
торцевые (представляют собой сложную конструкцию больших габаритов, состоящую из пружины и 2 колец, одно из которых имеет дополнительный статический уплотнитель);
-
щелевые (применяются вместе с другими видами уплотнителей, так как не обеспечивают полной герметичности из-за особенностей конструкции — кольцевых канавок в крышке корпуса подшипника);
-
лабиринтные (представляют собой изделия с радиальными и осевыми щелями сложной формы, похожей на лабиринт, функцией которых является предотвращение протекания жидкостей и газов, также устанавливаются в сочетании с другим уплотнителем);
-
центробежные комбинированные (применяются для повышения уплотняющего эффекта на изделиях со скоростью вала с > 0,5 м/с и работают за счет центробежной силы, что делает их неэффективными при остановке вала);
-
защитные металлические шайбы фиксируются в канавке наружного кольца подшипника таким образом, чтобы не деформировать его и не влиять на предельную скорость вращения.